Приемное отделение
+375(232) 51-08-60

Телефон "горячей линии"

+375(232) 51-12-45

График работы "горячей линии"
понедельник-пятница
8.00-13.00; 14.00-16.30

Russian Belarusian English

Ситуационная помощь

Внимание! При необходимости предварительно о посещении учреждения и объеме требуемой ситуационной помощи инвалиды различных категорий и лица с ограниченными возможностями могут сообщить по телефону 51-08-60 (приемное отделение), а также на эл.адрес: klinika-priem@gospital.by

Алгоритм оказания ситуационной помощи

инвалидам различных категорий и лицам с ограниченными возможностями в учреждении здравоохранения «Гомельская университетская клиника – областной госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны»

Основные требования к  оказанию ситуационной помощи в УЗ «ГУК–ОГИВОВ»

  1. Оказание  помощи должно проводиться только с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи, порядка её оказания непосредственно с инвалидом  при посещении учреждения.
  2. При возможности необходимо уточнять характер и объем необходимой помощи до поступления на госпитализацию (например, по телефону с учетом имеющихся у инвалида нарушенных функций).)
  3. Помощь на входе в УЗ «ГУК–ОГИВОВ» должен уметь оказать любой сотрудник  учреждения. Для оказания помощи при выходе из учреждения, передвижении внутри учреждения назначаются сотрудники подготовленные (способные) для оказания помощи.
  4. Осуществление тактильного контакта или иного вмешательства в личное пространство только после согласия инвалида. Обеспечение речевого сопровождения выполняемых действий.
  5. Оказание  помощи должно носить непрерывный характер,  т.е. информация о лице, нуждающемся в оказании ситуационной помощи должна передаваться  «по цепочке» от одного сотрудника к другому, в соответствии с разработанным алгоритмом.
  6. Оказание  помощи не должно причинить вред,   не должно навязываться.  При оказании  помощи    необходимо соблюдать  нравственно-правовые принципы общения и взаимодействия.

Общие этические нормы и правила при общении с людьми с инвалидностью

При взаимодействии с инвалидами  должны соблюдаться общепризнанные нравственно-правовые принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, неразглашение медицинской тайны, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни гражданина, преобладание индивидуального подхода к человеку.
При разговоре с инвалидом обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка, которые  присутствуют при разговоре.
При знакомстве с человеком с инвалидностью и лицами с ограниченными возможностями, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

При встрече с человеком с нарушениями зрения обязательно представляются все присутствующие. Если общая беседа в группе, не забывать пояснять, к кому в данный момент обращаются.
В случае предложения помощи необходимо ожидать пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать.
К ребенку допустимо обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству; говорить с человеком с инвалидностью нужно обычным голосом и языком (только в случае общения со слабослышащим, можно увеличить громкость, а с инвалидом с нарушениями умственного развития – перейти на общение на ясном языке). Обращаться к ним по имени и на ты, только в случае знакомства.
При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно. Необходимо быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него.
Избегать конфликтных ситуаций. Внимательно слушать человека с инвалидностью и стараться слышать его. Регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия. Стараться цивилизовано противостоять манипулированию. Обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений.

Основные коды категорий инвалидов, нуждающиеся в ситуационной помощи:

Код  «В» – инвалид  передвигается  в  коляске  (нуждается  в  помощи посторонних лиц (персонала) при передвижении вне дома). 

Код  «С» – инвалид  слепой  и  слабовидящий  ограничен  в  ориентации (нуждается в помощи (сопровождение) посторонних лиц (персонала) вне дома).

Код «Е» – инвалид ограничен в самообслуживании (безрукий либо не действует  руками,  нуждается  в  помощи  посторонних  лиц  (персонала)  в самообслуживании и других ручных действиях вне дома).

Код «К» – инвалид слепоглухой, значительно ограничен в ориентации (нуждается в сопровождении лицом, осуществляющим помощь вне дома; при формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) вне дома).

Код  «М» – инвалид  глухонемой  или  глухой  (при  формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в услугах посторонних лиц (персонала)и в предоставлении индукционной петли).

Код «Н» – инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением (составляют  инвалиды  с  выраженными  (тяжелые  проблемы)  нарушениями умственных функций).

В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа в учреждение  инвалидов,  нуждающихся  в  ситуационной помощи необходимо обеспечить:

  1. Выделение на стоянке учреждения специальных парковочных мест для автотранспорта инвалидов.
  2. Оборудование зданий и сооружений элементами доступности (пандусы, поручни, подъемники, широкие дверные проемы, кнопка вызова персонала и другие) в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
  3. Оборудование элементами доступности зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений.
  4. Наличие в учреждении технических средств реабилитации, позволяющих передвигаться  вне  и  внутри  здания  (кресло-коляска, лифт,  подъемная платформа).

В том числе в соответствии с кодами:

Код «В»:
наличие входного пандуса, широкого дверного проема при входе в учреждение, широких дверных проемов при входе в кабинеты учреждения.
наличие в учреждении надписей в легкочитаемой и понятной форме, в т.ч. на информационных стендах, с учетом их доступности для инвалидов-колясочников.

Код «Е»:
оборудование широкими дверными ручками дверей входных групп, а также  дверей  помещений  здания,  востребованными инвалидами. Оснащение туалетных комнат специальным оборудованием для инвалидов: сенсорным смесителем для раковин, сенсорной сушилкой для рук, поручнями, кнопкойвызов и т.п.

Код «С»:
дублирование внутри учреждения информации.

Код «М»:
наличие письменной информации об оказываемых услугах внутри учреждения;
наличие наружной информации о доступности учреждения.

Действия персонала при оказании ситуационной помощи в соответствии с кодами категорий инвалидности

Ситуационная помощь инвалиду с кодом «В»:

  1. Санитарка приемного отделения выходит на улицу, открывает входные двери. Оказывает помощь при входе в здание (пациенту на  костылях предоставляет (при  необходимости) кресло-коляску, оказывает помощь при перемещении в кресло-коляску.
  2. Сообщает медицинскому персоналу приемного отделения  о посещении пациента с ограничением передвижения. Оказывает помощь при передвижении пациента на кресле-коляске по пандусу в фойе здания. Оказывает помощь при выходе из здания

Медицинский персонал приемного отделения:

  1. Узнает о цели посещения.
  2. Дает указания санитарке  по дальнейшему маршруту сопровождения  пациента.

Санитарка:

  1. Помогает раздеться в гардеробе.
  2. Сопровождает пациента в регистратуру для оформления документов и далее  при передвижении пациента до отделения (при необходимости).
  3. В  случае  необходимости  консультации  другого  специалиста  или посещения диагностических кабинетов (R-кабинет, ЭКГ, лаборатория и др.) санитарка   оказывает  помощь  при  передвижении  внутри  здания, сопровождает пациента до кабинета (при необходимости).
  4. При оказании консультативной помощи по окончании приема сопровождает пациента до гардероба.
  5. Оказывают помощь при одевании и раздевании.

СПРАВОЧНО:

При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении необходимо помнить:

1) инвалидная  коляска – неприкосновенное  пространство  человека.  Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида – тоже самое, что схватить и понести человека без его разрешения;

2) всегда  спрашивайте,  нужна  ли  помощь,  прежде  чем  оказать  ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь. Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям;

3) если Вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия;

4)всегда  лично  убеждайтесь  в  доступности  мест, где  запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить;

5) если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне.

Избегайте  положения,  при  котором  Вашему  собеседнику нужно запрокидывать голову.

6) если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.

7) необходимость пользоваться инвалидной коляской – это не трагедия, а способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения.

Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски  они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С»:

Санитарка приемного отделения встречает слепого инвалида.

  1. Помогает войти в здание.
  2. Берет пациента под локоть и сопровождает до гардероба, помогает раздеться.
  3. Сообщает медицинскому персоналу приемного отделения.

Медицинский персонал приемного отделения:

  1. Выясняет цель, причину посещения.
  2. Поручает санитарке  сопроводить  пациента в регистратуру для оформления документов и сопровождения при передвижении пациента до отделения.

Санитарка:

1.Оказывает помощь при ориентации в кабинете регистратуры. При необходимости консультации другого специалиста или проведения  обследования, сопровождает  инвалида  в передвижении  по кабинетам, придерживая его под локоть (при необходимости).

  1. При оказании консультативной помощи по окончании приема сопровождает пациента до гардероба.
  2. Помогает при одевании и раздевании.

СПРАВОЧНО:

При общении с незрячими людьми или людьми, имеющими плохое зрение необходимо помнить:

1) нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета.  Все это надо выяснить и учитывать при движении.Предлагая свою помощь, направляйте человека;

2) если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят;

3) если это важный документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом.

Когда незрячий человек должен  подписать  документ,  прочитайте  его  обязательно.  

Инвалидность  не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом;

4) всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону;

5) всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих;

6) когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а  дайте  ему  возможность  свободно  потрогать  предмет.  Если  вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет;

7) когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь;

8) не  заставляйте  вашего  собеседника  вещать  в  пустоту:  если  вы

перемещаетесь, предупредите его;

9) вполне нормально употреблять слово "смотреть". Для незрячего человека это означает "видеть руками", осязать.

10)избегайтерасплывчатых  определений  и  инструкций,  которые  обычно сопровождаются жестами.

11) При  спуске  или  подъеме  по  ступенькам  ведите незрячего перпендикулярно к ним, передвигайтесь на лифте. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Е»:

Инвалидам с кодом «Е» необходимо оказывать помощь при всех действиях, выполняемых руками.

Санитарка приемного отделения:

  1. Встречает пациента на улице (на входе в здание).
  2. Открывает и закрывает входные двери.
  3. Приглашает медицинский персонал приемного отделения.
  4. Оказывает помощь при выходе из здания.

Медицинский персонал приемного отделения:

  1. Выясняет причину  и цель посещения
  2. Поручает санитарке сопроводить  пациента в регистратуру для оформления документов и  дальнейшее сопровождение  при передвижении пациента до отделения(при необходимости).
  3. Санитарка при необходимости консультации другого специалиста или посещения диагностического кабинета, сопровождает пациента до кабинета (при необходимости).
  4. Оказывает помощь при одевании в гардеробе при оказании консультационной помощи.

Ситуационная помощь инвалиду с кодом «К»:

При посещении учреждения инвалидам с кодом «К», ситуационная помощь оказывается  сопровождающим  их  лицам  сотрудником  учреждени при возникающих затруднениях:

сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход);

ознакомление с расположенной в учреждении информацией;

помощь в заполнении документов (уточнить информацию).

Ситуационная помощь инвалиду с кодом «М»:

При  посещении учреждения  пациент с  кодом  «М»  обращается  с сопровождающим лицом. Во  время  пребывания пациента в  учреждении сопровождающий сопровождает по территории учреждения, знакомит с письменной информацией о проводимых в учреждении мероприятиях.

При отсутствии сопровождающего медицинский персонал приемного отделения накомит пациента с письменной  информацией  о  порядке  оказания  медицинской помощи, осуществляет помощь при оформлении документов на госпитализацию.

 Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Н»:

При посещении учреждения пациента с кодом «Н» ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам медицинским персоналом приемного отделения при возникающих затруднениях:

сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход);
ознакомление с расположенной в учреждении информацией;
помощь в заполнении документов (уточнить информацию).

Мы рядом

 

Приемное отделение
+375(232) 51-08-60

Телефон "горячей линии"

+375(232) 51-12-45

График работы "горячей линии"
понедельник-пятница
8.00-13.00; 14.00-16.30